Электродвигатели хоть и являются долговечными устройствами, но со временем повреждаются. Замена агрегата в случае поломки — это большие затраты для сервисных компаний и заводов-изготовителей. Иногда это даже невозможно, например, из-за дефицита на рынке. Альтернативой покупке нового агрегата является ремонт неисправной детали — так называемая перемотка.
Стоит ли перематывать двигатель?
Благодаря современным технологиям и использованию точных намоточных машин ремонт поврежденного электродвигателя не только восстанавливает его работоспособность, но и приводит к восстановлению и даже повышению его КПД. Правильно перемотанный электродвигатель может снизить эксплуатационные расходы. Перемотка мотора предполагает следующие этапы работы:
1. Разборка электродвигателя.
Разборка электродвигателя основана на отвинчивании креплений и изоляции таких элементов, как:
- крышка вентилятора;
- вентилятор;
- приводные диски;
- крыльчатка.
Избавление от ненужных деталей облегчает доступ к обмотке, которая обычно находится внутри статора двигателя.
2. Вытягивание катушки.
Обмотка представляет собой плотно намотанную катушку из медного провода (обычно в виде одиночных витков), расположенную внутри статора двигателя. Место перегорания провода в большинстве случаев определить невозможно, поэтому катушку приходится демонтировать и наматывать на ее место совершенно новую. Вытягивание использованной катушки требует использования специального станка, который наматывает на себя провод и вытягивает его изнутри. Важнейший этап работы — точное отрезание коннектора, расположенного на концах провода, от соединительного элемента. Неправильно выполненный разрез помешает установке нового соединения обмотки.
3. Выбор провода.
Обмотка, установленная на статоре, имеет некоторые характерные свойства, например, способ нанесения. Сечение и длина провода также являются важными параметрами. Именно от всех этих факторов зависит уровень мощности и количество оборотов электродвигателя. Информация об этих значениях содержится в специальных каталогах. К сожалению, некоторые модели моторов не входят в опись, и приходится вручную измерять длину и толщину провода.
4. Намотка витков и защита обмотки.
Намотка витков проволоки на статор производится в автоматическом режиме с применением точных намоточных машин. Присоединение и повторное подключение катушек требует ручной работы. Применяемая проволока в процессе лакирования специально защищается.
После проведения ремонтных работ восстановленный электродвигатель можно собирать. Его контакты дополнительно защищаются, а уплотнения и подшипники регенерируются.